Наследственные факторы рождаемости

· Различие у супругов резус-фактора увеличивает возможность выкидыша (особенно при повторных родах).

[Наиболее высока доля лиц с отрицательным резус-фактором у европейских народов (у басков она доходит до 30%).]

· Наследственные заболевания, ведущие к бесплодию.

В Западной Европе более 15% супружеских пар бездетны.

В России (по разным оценкам) – бесплодны 15-17 % супружеских пар.

9) Социально-демографические факторы рождаемости - возрастно-половая и брачно-семейная структура населения, соотношение полов, тип и состав семьи..

· [В простых (малых) семьях рождаемость обычно ниже, чем в больших, поскольку в них родители не могут надеяться на помощь родственников в обеспечении детей пищей и уходом. Поэтому им часто приходится откладывать брак и рождение детей до достижения экономической самостоятельности.

· В больших семьях иногда имеются факторы, понижающие репродуктивность: например, в них строже, чем в малых семьях, соблюдаются бытующие у многих народов половые ограничения.

· Многоженство (полигиния) в целом оказывает отрицательное воздействие на рождаемость. У одного и того же народа, среди которого распространены как моногамные, так и полигамные браки, на каждую женщину, живущую в моногамном браке, в среднем приходится больше детей, чем на каждую женщину, живущую в полигамном браке (в гаремных семьях половая активность мужчины несколько повышается, однако не пропорционально числу жен).

Полигиния может положительно влиять на рождаемость только после крупных войн, когда из-за потерь мужского населения получается половая диспропорция и за счет многоженства может быть увеличено число женщин, состоящих в браке и соответственно участвующих в деторождении.

· Полиандрические браки, по-видимому, отрицательно влияют на рождаемость. В таких семьях женщина быстро физически изматывается, здоровье ее подрывается.

· Люди, находящиеся не в юридическом, а в фактическом браке, чаще всего остаются бездетными, или ограничиваются одним ребенком.

· В традиционных семьях уровень рождаемости выше, чем в современных.]

10) Социально-экономические факторы рождаемости - уровень благосостояния, специфика трудовой деятельности, степень урбанизации, уровень младенческой смертности, развитие науки.

· [Уровень благосостояния - обеспеченные слои обычно имеют меньше детей, чем малоимущие.

· Степень урбанизации - для городского населения обычно характерен более низкий уровень рождаемости, чем для сельского населения. В сельской местности, как правило, семейные устои более прочные, меньше разводов, больше многодетных семей и ниже процент внебрачных детей, чем в городах.

· Уровень младенческой смертности - при высокой смертности детей родители зачастую стараются иметь их больше, учитывая то, что только часть из них достигнет зрелого возраста.



· Наука все более активно вторгается в непосредственную физиологию рождений людей.

Открываются новые пути оказания помощи многим супругам, желающим иметь детей, но лишенных этой возможности по состоянию здоровья (около 15 % европейских и российских женщин бесплодны). Совершенствуется техника "оплодотворения в пробирке", однако здесь имеются трудности этического и социального плана.

Разрабатываются новые, все более эффективные средства, предупреждающие беременность (контрацептивы).]

11) Социально-культурные факторы рождаемости: уровень образования и культуры, национальные традиции репродуктивного поведения, религиозный фактор.

Уровень образования (как и культурный уровень в целом) обычно находится в обратной зависимости с показателями рождаемости.

· [Для получения хорошего образования требуются годы учебы, а во время нее люди, как правило, стараются не заводить детей (у студентов по сравнению с другими лицами того же возраста пониженная рождаемость).

· С повышением образовательного и культурного уровня у людей растет круг интересов, и они часто не хотят отказываться от интересных для них занятий ради рождения еще одного ребенка.

· Более образованные люди лучше информированы о способах предотвращения беременности и поэтому более эффективно практикуют внутрисемейное планирование рождаемости.]

Национальные традиции репродуктивного поведения- играют значительную роль лишь в традиционных обществах с устойчивыми традициями многодетности.

У подавляющего большинства народов, хотя бы в прошлом, существовала традиция многодетности. Это было связано с тем, что на ранних стадиях развития в условиях высокой смертности человеческие коллективы были очень заинтересованы в быстром росте своих членов.

У большинства народов развивающихся стран традиция многодетности прочно сохраняется.

· [Опрос населения Бангладеш показал, что около 90% супружеских пар знают о возможностях "планирования" семьи, но практикуют контроль над рождаемостью менее чем 30% семей.

· Мусульманская женщина, занимая более низкое социальное положение по сравнению с мужчиной, может несколько повысить свой статус, лишь будучи матерью большого числа сыновей. Считается, что многодетность повышает престиж семьи, мать большого числа сыновей пользуется особым почетом.

· У некоторых африканских племен женщины-матери носят специальную одежду, которая отличает их от бездетных женщин и подчеркивает их более высокое социальное положение. Бездетность - самая большая трагедия и позор для африканки. Бесплодная женщина рассматривается как пристанище злых духов, само же бесплодие часто объясняется колдовством.

· Сильные традиции многодетности у африканских земледельческих племен нашли отражение в религиозном представлении о том, что заключенная в женщине-матери сила плодородия передается и земле.

· Поскольку бесплодие женщин в Африке не редкость, лучшими невестами считаются те, у которых уже есть дети - это служит доказательством их плодовитости. Поэтому многие африканские народы положительно относятся к добрачным половым связям. У некоторых из них даже считается, что сексуальные отношения просто необходимы девушкам, достигшим половой зрелости, иначе они быстро "увянут" и станут бесплодными.

Одновременно существуют и обычаи, которые несколько сдерживают рождаемость.

· У многих народов Тропической Африки женщине запрещено иметь половые отношения с начала беременности до исполнения ее ребенку трех лет.

· Довольно распространен у разных этносов обычай воздержания от половых связей во время выполнения определенных видов хозяйственной и иной деятельности. Например, женщинам из африканского племени абабуа возбраняется иметь половые отношения в период изготовления глиняного сосуда (с момента поиска материала и до того как сосуд будет готов).

· У другого африканского народа - тонга все мужчины обязаны воздерживаться от половых связей во время войны (в противном случае, согласно поверью, война будет проиграна). Хорошо известно также, что многие религии требуют воздерживания в дни некоторых праздников, постов и т.д.

· О том, сколь сильно традиции могут влиять на рождаемость даже в развитых странах, можно судить по следующему примеру. В Японии в 1966 г. неожиданно на 25% снизилась рождаемость. Оказалось, что по древнему восточному календарю в этот год - "год лошади и огня" - родившиеся девочки в будущем сулят несчастья своему мужу и поэтому никто не будет на них жениться.]

Религиозный фактор

В современную эпоху - когда религиозность в некоторых странах сильно упала, а религиозные установки в большинстве случаев не имеют юридической силы - религиозный фактор рождаемости не является решающим и перекрывается рядом других факторов (в частности социально-экономическими и культурными).

Тем не менее, в странах с пронаталистскими (поощряющими рождаемость) религиями рождаемость, как правило, выше.

Каноны католицизма, ислама и большинства других религий поощряют рождаемость и выступают против искусственного ограничения числа детей в семьях правоверных во имя увеличения их численности, расширения и укрепления влияния их веры.

· [В Сербии подавляющее большинство сербов – православные, а албанцы (второй по численности народ) — исповедуют ислам. Рождаемость среди албанцев намного выше, чем рождаемость у сербов.

Уточним, что повышенная рождаемость среди албанцев обусловлена не только религиозным фактором, но и некоторыми другими причинами (более низким образовательным и культурным уровнем и т.д.).

· Ислам придерживается ярко выраженной пронаталистской позиции, призывая как можно больше и как можно скорее множить последователей ислама. Не случайно именно в мусульманских странах в большинстве случаев самая высокая рождаемость.

Каноны ислама не устанавливают женщинам низший возрастной предел для возможности половых отношений.

Высокой рождаемости мусульман способствует и их отношение к абортам: по законам ислама зародыш с момента зачатия считается человеком и его уничтожение приравнивается к убийству.

· Конфуцианство: культ предков требует выполнения после смерти отца его сыном определенных обрядов, которые никто другой выполнить не может. При невыполнении же обрядов душе будет очень плохо в загробном мире.

Поэтому приверженцы конфуцианства стремятся иметь как можно больше сыновей, чтобы даже в случае смерти нескольких из них было бы кому совершить требуемый обряд. Это положение конфуцианства приводило к существенному повышению рождаемости.

Но это же положение вело и к такому печальному явлению в среде китайской бедноты, как инфантицид: поскольку вместе с мальчиками рождалось в среднем примерно равное число девочек, то многие китайские крестьяне, понимая, что не смогут прокормить такое количество детей, придушивали девочек через несколько дней после рождения.

· Большинство направлений буддизма – самой аскетичной из мировых религий - поощряет безбрачие, считая его наиболее верным путем к спасению. Жизнь считается цепью страданий, и правоверный буддист должен подавлять в себе жажду бытия.

Вместе с тем учение буддизма содержит и ряд положений, объективно способствующих повышению рождаемости (напр., положение об ахимсе — непричинении зла, которое запрещает избавляться не только от уже родившегося ребенка - как, впрочем, и от всего живого - но и от плода). Не одобряются в буддизме и другие меры контроля над рождаемостью. Все это препятствует ее снижению. В том же направлении действуют и традиции многодетности.

· Христианство: с одной стороны, призывает верующих увеличивать свое потомство. Согласно христианской морали, единственной целью брака является рождение детей.

С другой стороны, для христианства некоторых направлений (прежде всего для восточных церквей) характерен аскетизм: верующие должны направлять все свои помыслы к Богу, а не к земным наслаждениям.

Определенные группы людей вообще не могут участвовать в деторождении, так как связаны обетом безбрачия (монашество у католиков, православных и представителей других восточных церквей, + у католиков целибат для всего духовенства).

Есть одна сравнительно небольшая ответвившаяся от православия секта — скопцы, которая вообще не позволяет своим приверженцам иметь половые отношения и рожать детей: все члены этой секты подвергаются кастрации.




3045866712692867.html
3045934711151460.html
    PR.RU™