БИЛЕТ № 17.

БИЛЕТ № 17.
Предыдущая23242526272829303132333435363738Следующая

1. Дислалия: определение, виды, формы, причины. Структура речевого дефекта.

Дислалия— нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их пропусках. М. Е. Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия. Он включал в нее звукопроизносительные нарушения, обусловленные поражением или расстройством периферических органов речи: костно-хряще-мышечных частей, или «периферической или иннервацией», а также нарушения звукопроизношения, обусловленные периферической тугоухостью. О. В. Правдина выделила только две формы: функциональная и механическая, в состав последней была включена и ринолалия. В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяются на: простые и сложные. К простым (мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным (полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (свистящие и соноры). Механическая дислалия — нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая. Функциональную -нарушено воспроизведение звуков, в то время как сам речевой аппарат не имеет патологических изменений. Причины дислалии:а) общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции; б) недостаточная степень развития фонематического слуха; в) неблагоприятные социальные и речевые условия, в которых воспитывается ребенок; г) двуязычие в семье. Причины функциональной дислалии:а)неправильное воспитание речи ребенка в семье. Дислалия может возникнуть у ребенка и по подражанию: подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьиили общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукошение; б) пед запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения; в) недоразвитием фонематического слуха, при этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается;г) следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому; д) снижением слуха, на почве тугоухости возникает до 10% случаев нарушений звукопроизношения; е) недостаточное умственное развитие ребенка (детей-олигофренов). Причины механической дислалии.Это прежде всего врожденные или приобретенные дефекты костного и мышечного строения периферического речевого аппарата:недостатки строения челюстно-зубной системы:дефекты в строении зубного рода (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов);дефекты в строении челюстей:прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперед), прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперед), передний открытый прикус, боковой (правосторонний, левосторонний), двусторонний прикус, укороченная или слишком массивная уздечка языка;патологические изменения величины и формы языка (слишком маленький или, наоборот, слишком большой язык);неправильное строение твердого и мягкого нёба (узкое, высокое, плоское, укороченное) — при таких аномалиях наиболее заметно нарушается правильное произношение шипящих и свистящих звуков, сонорных, страдает внятность речи в целом;атипичное строение губ (толстые, массивные губы, узкие, тонкие, малоподвижные) приводит к неправильному произношению губных, губно-зубных, а также гласных звуков.Разновидности дислалий.Нарушения звукопроизношения в речи ребенка могут проявляться по-разному:звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета);звук произносится искаженно, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка;звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонематической системе языка. В соответствии с характером дефекта произношения, относящегося к определенной группе звуков, выделяются следующиевиды дислалии:Сигматизм —недостатки произношения свистящих (с, с',з, з', ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Это один из самых распространенных видов нарушений произношения.Ротацизм— недостатки произношения звуков р и р'.Ламбдацизм — недостатки произношения звуков л и л'.Дефекты произношения нёбных звуков:каппацизм — звуков кик'; гаммацизм— звуков г и г';хитизм — звуков х и х';йотацизм— звука й.Дефектыозвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т.д. Этот недостаток нередко встречается у детей, страдающих снижением перефирического слуха.Дефекты смягчения —недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми: например, д'—д, п'—п, р'–р и т.д. (тота — тётя, Акута — Анюта, пат — пять).




3062909211958747.html
3062967788574145.html
    PR.RU™